Искусство XX века. Сложно ли?

Ольга Бурцева.

Искусство XX века. Сложно ли?

В первой половине марта этого года мы с юными друзьями «Радостных открытий» сделали то, что мне давно хотелось – сходили на экскурсию в Третьяковскую галерею на Крымском валу. В отличие от «главной» Третьяковки в Лаврушинском, дети тут – не частые гости. Пожалуй, искусство XX века считается более сложным и «взрослым», чем «золотой» век XIX. Наша программа, как я надеюсь, делает художество XX века более понятным.

Если разобраться, то к началу XX века в изобразительном искусстве уже довольно много чего было. Был Шишкин и Васнецов, Верещагин и Суриков, Нестеров и Репин, реализм, импрессионизм и символизм. А когда чего-то уже было много, появляются личности, которые ищут новые пути, пусть даже такие, которые на первый (да и на второй, и на третий зачастую) взгляд кажутся очень странными. А что, если попробовать писать картины «по-детски»? Сделать их в стиле детского альбома, куда мальчики и девочки вклеивают засушенные цветочки, листочки, билетики в театр? Получится новый стиль – примитивизм. А что, если вообразить себе, что от каждого предмета исходят невидимые лучи, и попробовать написать на холсте не сам предмет, а эти самые лучи? Получается лучизм! Молодой художник Машков увлекается Полем Сезанном и создаёт новый уникальный стиль – сезаннизм. Кандинский задумывается – можно ли изобразить не предметы, а мысли, чувства и образы, которые возникают у нас в голове? Рождается русский абстракционизм. И, наконец, Малевич идёт еще дальше: мы живём в мире, населенном людьми и предметами, и их и изображаем. А что, если перешагнуть порог реальности и представить мир геометрических фигур? Появляется супрематизм. Появляются картины-чувства, картины-звуки, картины «одного вкуса», всё это растет, ширится и развивается, пока не наступает год 1935… И начинается другая история.

Еще одна интереснейшая история, в которую сейчас можно окунуться в галерее на Крымском валу – это Оттепель. Так и называется выставка, знакомящая с изобразительным искусством эпохи 1953-1968 годов. Выставка уникальная. Тут и Москва – лучший город Земли с оптимистичными и светлыми картинами прекрасного будущего, и история нового быта – это не только картины, но и мода, ткани, посуда, всё, что должно было окружать нового человека, и раздел «Атом-космос» , повествующей о невероятном прорыве космической науки, и романтика странствий и путешествий в разделе «Освоение» — о дальних поездках и командировках в новые, необжитые края. Есть на выставке и интереснейшие статуэтки, и фрагменты всеми любимых фильмов той эпохи, и даже несколько малоизвестных мультфильмов.

Статуэтка Ю. Львова. Называется «Папа задержался».

Во время «Оттепели» снова появляется то, что было прервано 1935 годом: революционные, далеко не всем понятные течения, например, абстракционизм. Неизбежно вместе с ним появляется и критика людей, не принимающих такое искусство, и рождается, по сути, новый жанр, вроде забавной картины «Тайны абстракционизма». Её автор – Ф.П. Решетников (создатель известной всем с младшей школы картины «Опять двойка»), и получается у него карикатурно-шаржевый триптих, разоблачающий бездельников-обманщиков-абстракционистов.

Раздел выставки, посвящённый освоению космоса.

Этот агрегат стоит в зоне «Космоса». Кажется, что это какой-то особенный космический аппарат… Но нет, это – стиральная машина!)

Мы планируем провести программу «Искусство первой половины XX века. Революция на холсте» 7 апреля и будем рады видеть всех желающих. Выставка «Оттепель» идёт до 11 июня, поэтому до середины первого летнего месяца можно совместить посещение нашей программы и погружение в эту удивительную эпоху.

Добавить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.