Музей Востока. Китай

Ксения Кочнева.

Музей Востока. Китай

Один из музеев, с которым мы начали сотрудничать в первые месяцы работы проекта «Радостные открытия» — Музей народов Востока, расположенный на Никитском бульваре. Будучи историком, я, конечно, слышала раньше об этом музее и бывала в нём. Однако по-настоящему он был открыт мной лишь в процессе создания наших детских интерактивных программ по экспозиции залов Китая, Японии, Индии, а позже — и других залов.

Благодаря внимательному изучению экспонатов, знакомству с периодом их создания, погружению в символику изображений на культовых и бытовых предметах, открылся мир воззрений и традиций Востока — манящий, удивительный. Для лучшего понимания экспозиции нужно было углубить свои познания в области истории Востока, а также его философских, этических, религиозных учений. Этот путь оказался настолько увлекательным, что я продолжаю идти по нему и, готовясь к проведению наших детских программ в музее, стараюсь читать дополнительную литературу по уже знакомым темам, а также посещаю занятия в Школе Востоковеда.

Пожалуй, самый популярный зал в Музее Востока — зал Китая. По-видимому, это объясняется возросшим интересом к быстро развивающейся и густонаселенной стране, всё более весомой в экономическом и политическом смысле. Но независимо от конъюнктуры, экспозиция зала сама по себе очень любопытна.

Например, в ней есть предметы, возраст которых составляет около 4 тысяч лет. В целом в Музее Востока не так уж много древних экспонатов, большая часть коллекций относится к 17 — 20 векам. А в зале Китая представлены археологические находки, датируемые периодом Шан-Инь (II тысячелетие до н.э.). Это культовые предметы из погребений — ритуальные сосуды и диски из бронзы и нефрита. На них можно увидеть гексаграммы, применявшиеся в древних гаданиях, магический «узор грома» и изображения «пылающих жемчужин», связанные с ожиданием хорошего урожая.

К более позднему времени относится загадочная голова с жабой, также найденная в погребении (со слов коллекционера, подарившего этот экспонат музею, она была обнаружена в погребении полководца). Предположительно, это изображение даосского мудреца Го Сяна. В 1990-е годы оно было использовано при создании логотипа телевизионной компании «ВИD».

Изображения даосских мудрецов вообще зачастую неожиданны и вызывают немало вопросов. Например, в витрине с изделиями из кости удивляет статуэтка Ли Тегуая, мага и целителя, который мог изводить свою душу из тела и возвращать её обратно. Однажды его тело пропало, и ему пришлось воплотиться в теле только что умершего нищего — хромого, безрукого, безобразного. Таким и принято изображать Ли Тегуая…

Даосизм появился в Китае примерно в то же время, что и конфуцианство, о котором известно у нас намного больше. Вкратце даосизм можно охарактеризовать как учение, согласно которому в основе всего на Земле лежит Дао. Это естественный ход вещей и путь всякого живого существа. Всё должно совершаться само собой, естественным путём, и человек должен вести себя в соответствии с дао, проявляя добродетель и мудрость.

Можно было бы сделать отдельную экскурсию, посвященную даосам, но тема эта вряд ли была бы популярна. А говорить о целом философском учении мимоходом почти бессмысленно. Поэтому я нечасто касаюсь даосизма, проводя наши детские интерактивные программы. О конфуцианстве же упоминаю всегда — ведь это часть школьной программы, а закрепить базовые знания в памяти не помешает. С точки зрения конфуцианства, закон на котором держится мир — иерархия, а важнейшая добродетель человека — сыновняя почтительность.

В зале Китая нет изображений Конфуция, но зато есть витрина, воссоздающая обстановку в кабинете учёного. А учёные люди, не только в Китае, но и в других странах Дальнего Востока, непременно были конфуцианцами.

В кабинете мы видим резной столик, кисти, экран с пейзажем, миниатурные фигурки — керамические и из полудрагоценных камней, шары с росписью. Если назначение стола и кистей сразу понятно, то функции экрана, фигурок и шаров не так очевидны. Оказывается, что это не просто украшения, а необходимые для работы предметы: экран — для того чтобы смахнуть лишнюю влагу с кисти, фигурки — подставки для кистей, а шары — тренажёр для уставших пальцев. Умение превращать простые утилитарные предметы в произведения искусства — одна из тех особенностей китайской культуры, которая восхищает и вызывает симпатию. Нельзя не упомянуть и о китайском трудолюбии и умении оттачивать мастерство до совершенства. Наглядным примером могут служить удивительные шары из кости, которые европейцы прозвали «дьявольскими», не веря, что подобное способен создать человек.

Интересна и способность китайцев усваивать и перерабатывать достижения других культур, сохраняя при этом свою самобытность. Показательна в этом плане судьба буддийскогго учения в Китае. Несмотря на противоречия между многими основополагающими установками конфуцианства и буддизма, пришедшее из Индии учение смогло ужиться с традиционными китайскими взглядами и пустить глубокие корни в Поднебесной. Буддийские бодхисатвы сроднились с китайскими божествами, и результаты порой оказывались неожиданными. Например, бодхисатва милосердия Авалокитешвара принял женский облик и превратился в богиню Гуанинь. В образе Гуанинь отразились идеи конфуцианства (почитание родителей) и даосизма (уход от суеты, обретение бессмертия). История Гуанинь, вкратце, такова. Дочь правителя не хотела выйти замуж за предложенного отцом жениха. Не желая при этом оскорбить отца непослушанием, она решила стать монахиней и удалилась в леса, занялась изготовлением целебных эликсиров. Узнав о том, что отец теряет зрение, она приготовила лекарство из собственных глаз, и так вернула ему здоровье. Сама же стала бодхисатвой, то есть достигла просветления.

Ещё один пример сочетания традиций буддизма и древнейших китайских верований — бодхисатва мудрости с пылающей жемчужиной в руках (символом плодородия).

Несмотря на то, что зал Китая в Музее Востока всего один, и он невелик, в нём можно проводить экскурсии на разные темы. Можно рассказывать об искусстве и ремесле, о символике и мифологии, об изобретениях, о быте. Мне интереснее всего философия и особенности мировоззрения, но детям стараюсь рассказывать больше о том, что связано со школьной программой, чтобы новые знания связывались с уже известными фактами, и кругозор расширялся постепенно.

Если Вы ещё не были в Музее Востока, обязательно посетите его — он очень интересен. А для того, чтобы предметы в витринах рассказали Вам свои истории, постарайтесь присоединиться к экскурсии музея. Или приходите на наши детские программы, будем Вам рады!


В данной публикации использован материал занятия Школы Востоковеда, проведенного Екатериной Александровной Симатовой в экспозиции. Выражаю большую благодарность Екатерине Александровне за её труд.

Добавить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.