Династия Мин. Учёные — поэты

Блоги, Ксения Кочнева.

Династия Мин. Учёные — поэты

До 25 июля в Кремле проходит выставка, посвященная культуре императорского Китая эпохи Мин (1368 — 1644).

Экспонаты, предоставленные Шанхайским музеем, — это предметы интерьера и рабочие принадлежности учёных — государственных служащих, а также сосуды и фигурки из погребений. Государственные служащие в Китае были непременно учёными людьми, то есть высоко образованными (чтобы занять пост, нужно было сдать сложный экзамен). Они были меценатами, собирателями предметов искусства, художниками и литераторами.

В начале июля я посетила лекцию и экскурсию «Китайский ученый эпохи Мин: поэт, философ, коллекционер». Прекрасное мероприятие, три часа пролетели как один миг!

Расскажу о нескольких экспонатах.

Сосуд для наливания воды в тушечницу.

Китайский государственный служащий много писал, и не только в рабочее время, но и на досуге. Каллиграфия считалась достойным занятием для учёного человека. Поэтому тушечница, тушь, кисти, бумага — главное в кабинете учёного. Их называли «четыре драгоценности рабочего кабинета». Тушь хранили в сухом спрессованном виде, а перед употреблением растирали и разводили водой. Вот для чего нужен был такой сосуд.

На сосуде — фигурка путешественника, отправившегося на плоту к Млечному пути. Это один из популярных образов китайской поэзии — «Плот восьмой луны», примета осени (восьмой лунный месяц — в сентябре).

 

Лаковая шкатулка с изображением плодов личи.

Личи — символ любви.

Китай славится своими лаковыми изделиями. На деревянную основу мастера наносили сок лакового дерева. Когда первый слой высыхал, наносили следующий. Слоев могло быть более двух сотен. По лаку делали резьбу. Чем больше слоев было нанесено, тем большим было разнообразие резной поверхности. Эта шкатулка — гордость Шанхайского музея.

 

Почётный эскорт.

Это фигурки из гробницы. Предметы, которые помещали в захоронение, называли «светлая утварь». Это были и предметы обихода, и фигурки слуг, воинов. Шестьдесят шесть персонажей составляют эскорт хозяина гробницы: всадники в доспехах, музыканты, учёные, носильщики. За двумя паланкинами несут кровать, ширму, ларец, жаровни.

 

Вазы.

Узкая ваза предназначена для одной ветки дикой сливы, которая символизирует стойкость и силу прекрасного (слива мэйхуа цветёт зимой). Изображение на вазе — «С цитрой навещаю друга». Игра на цитре считалась достойным занятием для учёного человека, наряду с каллиграфией, живописью и игрой го.

На второй вазе отшельник в хижине наблюдает за дождём. А может быть, он вовсе не отшельник, и ждёт в гости друга с цитрой?

 

Искусство Китая полно поэтических символов и философских смыслов. Оно настраивает на созерцание и дарит ощущение полёта.

Сходите на выставку «Династия Мин»! Помимо всего прочего, это отличный повод побывать в самом центре Москвы, которая чудо как хороша летом)

Особенно рекомендую лекцию и экскурсию Елизаветы Титовой.
 

Добавить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь на нашу рассылку!